Информационная справкаот 28.07.2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЫДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон) закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом в Федеральном законе определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Федеральным законом к компетенции граждан не отнесено установление категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, как пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
В целях реализации указанных норм в соответствии со статьей 25 Федерального закона:
постановлением Правительства области от 15.04.2014 № 241 утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - областные Правила);
постановлением главы Тамбовского района утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Тамбовского района (далее - местные Правила).
Областными Правилами, местными Правилами не определены нормы, предусматривающие безусловную обязательность выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, не определены размеры выплат.
В связи с этим, оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств областного и местного бюджета является правом, а не обязанностью Правительства Амурской области, администрации Тамбовского района. Одним из ключевых условий для получения гражданами компенсаций является доказанность причинения им ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
В случае введения режима чрезвычайной ситуации на территории Тамбовского района, в соответствии со статьей 24 Федерального закона финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации относиться исключительно к расходному обязательству администрации Тамбовского района.
Глава района, руководствуясь местными Правилами, воспользовался своим правом и определил круг лиц, имеющих право на оказание помощи.
Законодательство предусматривает безусловную обязанность по возмещению вреда, только причинителем вреда, а обязанность по возмещению вреда у органов государственной власти, органов местного самоуправления возникает только в результате причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия). Виновниками в случае подтопления населенных пунктов администрация Тамбовского района не будет являться.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, а также риск его гибели несет исключительно собственник имущества. В связи с этим, особую актуальность для защиты имущественных прав пострадавших граждан на получение соразмерных их ожиданиям компенсаций причиненного в результате чрезвычайной ситуации ущерба является добровольное страхование имущества граждан от страховых случаев, обусловленных утратой имущества в чрезвычайной ситуации.
Дополнительно поясняем, что оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения, возникшего в 2013 году, классифицировалось как чрезвычайная ситуация федерального характера, осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделяемых Правительству Амурской области, во исполнение подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации ль от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ).
Указ предусматривал реализацию права на получение единовременной материальной помощи и за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично только гражданам, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению.
Следовательно, к обстоятельствам подтопления населенных пунктов в июне 2016 года нормы Указа никакого отношения не имеют.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», принятым после крупномасштабного наводнения, также изменились подходы к оформлению документов, связанных с оказанием помощи за счет средств федерального бюджета.
При этом напоминаем, что в 2013 году уже был рассмотрен вопрос, в том числе в ходе рассмотрения исков граждан в судах общей юрисдикции, по вопросам оказания помощи за утрату урожая сельскохозяйственных культур. Было установлено, что затопление земельных участков, а также утрата урожая сельскохозяйственных культур не влекут права пострадавших граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Причиной принятия такого решения послужили те обстоятельства, что в силу статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. При этом определено, что указанные поступления должны быть получены в результате использования имущества на законном основании. Законность использования земельного участка должна быть подтверждена документально (надлежащими доказательствами).
Ведение личного подсобного хозяйства, в том числе в зонах рискованного земледелия, часто приводит к существенным потерям объемов сельскохозяйственной продукции независимо от возникновения чрезвычайной ситуации.
В связи с этим, плоды и продукция, получаемые на земельном участке и используемые для личного потребления, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь и финансовая помощь гражданам из резервного фонда Правительства Российской Федерации, местных бюджетов. Судами также отмечалось, что согласно Указу утрата урожая относилась к другой категории выплат, не имеющей никакого отношения к выплате единовременной материальной и финансовой помощи.
|